Дети с ограниченными возможностями здоровья получают знания в МКОУ "Товарковская СОШ 1" наравне со здоровыми детьми. Для этого в школе внедряется доступная среда, убирающая существующие для инвалидов барьеры. На основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать МКОУ «Товарковская СОШ 1» организовано обучение на дому по общеобразовательным программам.
В рамках доступной среды в школе выполняется комплекс мероприятий, а именно:
- Вход в школу. На лестницу (порог) установлен пологий пандус для инвалидных колясок. Ширина пандуса не менее 90 см. Для удобства передвижения по бокам установлены перила. Дверь в здание открывается в противоположную от пандуса сторону. Перед входом находится кнопка вызова персонала, чтобы помочь преодолеть распашные двери. Присутствуют тактильные разметки и предупреждающие знаки о предстоящем препятствии для инвалидов по зрению.
- Внутреннее пространство школы. Коридоры школы оснащены перилами для удобного передвижения на инвалидных колясках и с тростью. Направление движения показывает тактильная желтая разметка. Названия кабинетов написаны тактильным шрифтом и продублированы шрифтом Брайля.
- Школьный гардероб. Для хранения вещей, передвигающихся на инвалидных колясках, предусмотрены специальные места возле входа. Рядом находится стул, на котором ребенок может спокойно надеть обувь и не упасть.
- Столовая. Ширина прохода между столами не менее 1,1 м. Для детей на инвалидных колясках и незрячих выделены места так, чтобы минимизировать риск столкновения с мебелью. Организована доставка еды до столов. В школе предусмотрено обучение здоровых детей и учеников с ОВЗ, не следует их рассаживать для исключения психологического дискомфорта.
- Спортивный зал. Ширина прохода и дверных проемов - не менее 90 см. Имеется раздевалка с крючками для трости. Туалет. В школьном туалете оборудована одна кабинка для ребенка на инвалидной коляске. Для детей с ОВЗ выделен отдельный туалет.
- Классы. Классы оборудованы на первом этаже с соблюдением стандартных требований к ширине проходов. Для детей с нарушениями слуха и зрения выделены первые парты в ряду возле окна и в среднем ряду. Для инвалидов-колясочников - первые парты в ряду около входа в кабинет. Для слабослышащих детей устанавливаются индукционные системы для повышения качества звука и передачи его на слуховые аппараты.
- Обучен персонал работе с "особенными детьми" по теме "Обучающиеся с ОВЗ: особенности организации учебной деятельности в соответсвии с ФГОС" - 72 часа (1 чел.), по теме "Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и инвалидностью от 5-до 18 лет" - 72 часа (10 человек).
О специально оборудованных учебных кабинетах
В образовательном учреждении учебные кабинеты приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Учебные кабинеты оборудованы мебелью и инвентарём для организации безопасного учебного процесса, в том числе и для детей с ОВЗ.
Специально оборудованных кабинетов и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практической части занятий в учреждении оснащены кабинеты: физики, химии, технологии, информатики, биологии, спортивный зал, мастерская.
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеются 2 библиотеки с читальными залами на 10 рабочих мест, которые посещают и дети с ОВЗ. Библиотека в здании по ул. Строителей, д.10, пом.1 расположена на 1 этаже здания, организована зона чтения и обмена книгами. Библиотека по ул. Ленина, д.2 "а" расположена на 2 этаже.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В свободном доступе находятся 2 универсальных спортивных зала с необходимым оборудованием и инвентарем (универсальный спортивный зал с двумя раздевалками и снарядной, универсальный спортивный зал с 3-мя раздевалками и двумя душевыми), уличная спортивная площадка для занятий ОФП. Спортивный инвентарь, находящийся в зале, укреплен в соответствии с СанПиН. Дополнительный инвентарь хранится в отдельном помещении. Оборудование в спортивном зале и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг; созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает средствами обучения и воспитания, предназначенными для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
В образовательном учреждении используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.).
Визуальные (зрительные): таблицы по учебным предметам; карты по истории и географии; модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, ОБЖ, начальным классам; натуральные объекты (на уроке биологии), портреты художников и композиторов.
Механические визуальные приборы: микроскоп.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): образовательные видеофильмы, учебные фильмы, презентации.
Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, проекторы, принтеры, интерактивные доски, 3D шлем.
Спортивное оборудование: мячи, скакалки, обручи, лыжи, спортивные снаряды.
Средства воспитания реализуется через классные часы, школьные праздники и мероприятия: - общение (непосредственное, опосредованное) в форме прямых контактов учителя и обучающегося и индивидуальных бесед;
- учение, когда учитель воздействует не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться;
- труд осуществляется через выполнение доступных трудовых поручений;
- игра используется как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения разного рода игр: сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические, соревновательные.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Входы в оба здания школы оборудованы пандусом и поручнями. Имеется кнопка вызова для инвалидов. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Для обеспечения навигации обучающихся размещены указатели. Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, звуковой информацией для сигнализации об опасности. При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
О специальных условиях питания
В школе имеются 2 столовые на 560 мест, в том числе приспособленных для детей с инвалидностью и ОВЗ. Организовано бесплатное питание для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
О специальных условиях охраны здоровья
В МКОУ "Товарковская СОШ 1" проводится ряд мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями:
- определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ЦПМПК;
- ведется пропаганда здорового образа жизни;
- созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей;
- созданы условия по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
- ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьми во время пребывания в учреждении;
- кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
- в учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение.
В соответствии с законодательством РФ определены основные направления работы по обеспечению безопасности:
- организация и управление безопасным образовательным пространством;
-антитеррористическая защищенность и противодействие терроризму и экстремизму; - обеспечение охраны образовательного учреждения;
- информационная безопасность;
- пожарная безопасность;
- энерго-электробезопасность.
В школе на постоянной основе проводится работа по совершенствованию материально-технической базы с целью повышения антитеррористической безопасности и охраны труда всех участников образовательных отношений.
В здании установлены:
• система автоматической подачи сигналов средствами речевого оповещения и управления эвакуацией;
• система видеонаблюдения (внутренняя и наружная);
• система «Тревожная кнопка»;
• световые указатели запасных выходов;
• планы эвакуации;
• огнетушители;
• ограждение по периметру территории школы.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. Организация укомплектована квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учителя, педагог-психолог.
В школе имеются 2 медицинских кабинета и 2 процедурных кабинета. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе заключен договор с ГБУЗ КО «Центральная межрайонная больница №6"». На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет врач-педиатр и медицинская сестра.
В школе создаются условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создан ПМПк. ПМПк школы реализует диагностико – консультативную, методическую и коррекционно – развивающую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от 7 до 18 лет. Деятельность ПМПк направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума. С инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организуются индивидуальные и групповые психологические консультирования, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально – профессиональных) ресурсов (потенциала) учащегося с ОВЗ, созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого - педагогической медицинской и социальной помощи детям – инвалидам постоянно совершенствуются.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется во всех учебных кабинетах, библиотеках и актовом зале. Обучающиеся для обучения используют компьютеры, ноутбуки и нетбуки.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приспособленные электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ:
Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/ru/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений» http://www.old.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
УЧИ.РУ https://uchi.ru/
Интерактивные курсы на УЧИ.РУ https://uchi.ru
ПРОЕКТОРИЯ - интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников https://proektoria.online
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие общежития/интерната не предусмотрен(о)
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие общежития/интерната не предусмотрен(о)
Cписок ответственных лиц за обеспечение обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Кашкина Ирина Васильевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Телефон: 8 48 (434) 4 -14 -16
E-mail: kashkina@mail.ru
Шустрова Светлана Александровна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Телефон: 8 48 (434) 4- 14 -15
E-mail: shust-svetlana@mail.ru
Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
- Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Конституция РФ
- СП 59-13330-2012 (актуализированная редакция «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 2016 г.)
- Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения»
- ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества»
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
- ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС557-р)
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учётом доступности для маломобильных групп населения»
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
- СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
- Министерство образования и науки российской федерации Приказ от 9 ноября 2015 г. N 1309 Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
- Министерство образования и науки российской федерации Приказ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».